Нo xудoжник брoшь oблaдaeт нeoгрaничeнным пoтeнциaлoм и пoзвoляeт вырaзить свoю зaкoнчeнную кoнцeпцию, кaк ни oднo другoe ювeлирнoe издeлиe. A знaмeнитaя брoшь «Клeткa в птицe» былa сoздaнa в пeриoд oккупaции Фрaнции фaшистaми. A «Освобожденная птица» вышел в свет с момента освобождения Франции от оккупантов. И до сих пор этот продукт считается символом независимости и свободы.
С все больше и больше демократических и революционных настроений во Франции в моду начинает входить в стиле ампир. Здесь уже нет той царской роскоши, он более выдержан и лаконичен. Как основной материал для производства брошей используются полудрагоценные камни, на которых вырезались изображения. Такой вариант броши вошли в историю под названием «гемма». В свою очередь, эти броши подразделялись на камеи — работа с выпуклой резьбой и инталии — с углубленной. Популярность как в Европе, так и в России получил камеи. Основной материал, для выполнения камей был оникс. В россии камеи оправляли в бриллианты. Эти коллекционные произведения являются отличным vintage. Значение этих изделий с годами только растет.
Например, бриллиантовая поток аграф, выполненная из серебра и золота, представленные в алмазном фонде России. Выполненная в виде банта, усыпанного дорогими бриллиантами, эта великолепная брошь принадлежала императрице Елизавете Петровне. Еще одна уникальная вещь из той же серии — это брошь «Большой букет». Он также принадлежал царской семье и был проведен в виде букета цветов, обильно украшенных цветами драгоценных камней.
С приходом XIX века ювелирный мир захлестнуло увлечение формами брошей в виде различных насекомых. Отход от консервативных и чопорных форм предыдущего века стал великолепным творческим простором для ювелиров. Стрекозы, божьи коровки, пауки, выполненные с элегантным вкусом, очень быстро завоевал популярность и европейского бомонда. Начали развиваться даже ювелирные инсектарии коллекции ювелирных изделий насекомых, которые существуют до сих пор. Такой антиквариат представляет необыкновенную ценность для коллекционеров. Мастера XIX века так серьезно оттачивали свое мастерство, что обязательный атрибут серьезного ювелира были альбомы и атласы с доскональным изображением различных насекомых. Примерно в то же время, имеет начало и с другой ветки — траурная брошь. Исполнялись они из черных самоцветов и большое распространение получил на Британские острова.
Антикварная Брошь — как произведение ювелирного искусства — достигает своего апогея в середине XVII века, именно в этот период, европы и россии мастера начинают активно использовать в отделке брошей алмаза. И, пожалуй, этот период можно назвать бриллиантовым истории развития броши. Именно произведения этого периода заложили основу бриллиантовой огранки алмазов, которая используется и сегодня. Меняет свою судьбу и сама брошь. Если до этого броши больше используются, как красиво украшают одежду, а в этот период аграфы больше применялись при церемониальных и других торжественных событий.
В конце XIX века стал заметным и работы русских мастеров — Сазикова, Хлебникова, Овчинникова. Начинает закладываться дизайн подход художника-ювелира. Если до этого больше ценилась дороговизна и качество обработки материала, то с приходом технологических машин роль художника, начинает расти.
Появляются более утонченные и высокохудожественные вещи. Все больше и больше завоевывают популярность полудрагоценные камни. В отделке начинают появляться использовать эмаль, гильоширование. Гильоширование — специальная шлифовка металла в виде волнистых,переплетающихся линий. Наиболее популярные камни для изготовления брошей становятся гранат, агат, аметист.
Бурный ХХ век не мог не отразится на дизайнерские решения художников — ювелиров.В моду входит стиль модерн. Мастера стараются все ближе приблизиться к естественности линий с уникальной наблюдательностью, подсмотренные в природе. Все больше появляется легкий, игривый и абстрактных форм. На арене появляются такие мастера, как Фуке, Тиффани, Лолик, ставшие родоначальниками art nouveau.