Чaщe всeгo пoкупaтeлям прeдлaгaют сoздaть нa тeрритoрии Рoссийскoй импeрии в XIX-нaчaлe XX вeкa сeрeбрo пaрa суббoтниe пoдсвeчники, xaнукaльныe лaмпы, всeвoзмoжныe aрoмaтники, укaзки и тaк нaзывaeмыe «киддушныe стaкaны» или, в зaвисимoсти oт фoрмы, рaзмeрa, дeкoрa — «киддушныe бoкaлы». Тe жe прoдукты, инoгдa бoлee рaнниx эпox, и в oснoвнoм зaпaднoeврoпeйскoгo прoизвoдствa, прeдъявляются и пoкупaются нa aукциoнax Сoтби и Кристи. Кaк прaвилo, цeнa тaкoгo aнтиквaриaтa дoвoльнo высoкa, чтo oбъясняeтся нe стoлькo xудoжeствeнными дoстoинствaми издeлий, скoлькo иx нeoбычнoстью и рeдкoстью.
Искусствo eврeeв, тeснeйшим oбрaзoм связaнo с рeлигиeй и культoвoй oбрядoвoстью пoвсeднeвнoй жизни, дo дoвoльнo сиx пoр нe oцeнeннoe в тoчнoсти, кaк. Дaжe сaми нoситeли трaдиции нe сoзнaвaли культурoлoгичeскoй и истoричeскoй вaжнoсть искусствa, eгo рoли в системе общечеловеческих ценностей.
Первая попытка изучения памятников иудаики относятся только ко второй половине XIX века, когда в двух крупных международных выставках – в Париже (1878г.) и Лондон (1879г.)- были показаны так называемые «еврейские древности». Пробудившийся интерес стал выражаться в том, что во многих местах компактного проживания евреев в Европе сообщества начали сбор предметов, связанных с синагогальной, так и в домашней жизни, их членов. Такие достопримечательности, зашли в некоторые коллекции музеев, например, Британского Музея и Национального музея в Праге, где еврейское гетто, существовавшее с XI-XII веков, был большой и играло важную роль в жизни города.
На переломе XIX и XX веков в Польше, где евреи составляли значительный процент населения, появились крупные частные коллекции, которые со временем легли в основу собраний иудаики Великопольском Музее в Познани, в Национальном музее в Кракове, в Люблинском музее и в Национальном музее в Варшаве, а также в Музее промышленности во Львове.
В россии до 1917 года иудаика были доставлены в музей только в отдельных, как правило, случайными предметами. Ситуация резко изменилась после Октябрьской революции. Политика власти имели ярко выраженную антирелигиозную направленность. Закрывались не только храмы и монастыри, но и синагоги. Свое имущество, в первую очередь культовые изделия из драгоценных металлов, национализировалось, а затем частично передавалось музеям. Учитывая, что в СССР именно на Украине проживала значительная часть еврейского населения страны, нельзя считать случайностью, что в Киеве в Музее исторических драгоценностей (филиал Национального музея истории Украины) появилась богатейшая коллекция синагогального и дома (шатлового) серебра. По рассказам музейных работников, до великой Отечественной войны это собрание было отправлено в Москву, в Гохран, где нераспакованных ящиках пролежало 20 лет, а затем был возвращен в Киев в 1961 году.
В этой уникальной коллекции выжил, а не умер, в годы фашистской оккупации. Сегодня в России наиболее значительные собрания иудаики есть в Музее этнографии (Санкт-Петербург) и в государственном Исторической музее (Москва).
До рассмотрения отдельных категорий памятников иудаики необходимо предварительно останавливается на общих для всей европейской художественной функции.
Все основные этапы жизни сопровождали специально предназначенными для этого предметами, форма и декор которых был определен в глубокой древности. Кстати, как их украсить, иногда были заменить, но только на детали. Это происходило под воздействием искусства стран проживания.
Представленные в данной работе киддушные стаканы (или бокалы) был одним из самых важных обрядов, который мог совершаться в доме правоверного написано или в синагоге, большой праздник.
Наиболее почитаемым событий еврейского ритуального лет, включает в себя те праздники, которые связаны с библейскими заповедями, и главный из них – День отдохновения – Шабат – Суббота – Седьмой день после шести дней Творения, когда был создан весь мир и человек. Празднование Субботы начинается в пятницу вечером и продолжается весь следующий день. В первую очередь, учитывая субботние светильники, имеющие особую форму и декор. Затем произносят киддуш (освящение) – происходит ритуал, посредством которого призывается благословление Бога людям. Дома киддуш произносят перед субботней трапезой, в синагоге, после молитвы. В этом случае благословляются корабли с вином и специальный плетеный субботний хлеб — хала. Традиционно считалось большой заслугой иметь вино для киддуша, для его приобретения люди часто расставались наиболее ценным активом. Часто стаканчике для ритуального вина это делали в подчеркивавшую значение киддуша вырезанного текста, который в переводе звучал так: «Помни день Субботний, День и держи его в Святости. Чти его благословлением вина».
Ритуал благословения Бога (киддуш) – и часть обряда свадьбы, когда жених и невеста пьют вино из одного бокала более крупных размеров, невысокой ножке, с чашей в форме вазы. Такой свадебный кубок украшали теми же образами, что и стаканчики, только более нарядными, сложный, технически более совершенными.
Киддушные стаканчики делали, как правило, из серебра, в отдельных редких случаях — из стекла или фарфора. Ранее из сохранившихся экземпляров обратиться в XVII век. В середине XVIII века наиболее выразительным киддушные стаканы изготовляли мастера признанных центров художественного среброделия – немецких городов, Аугсбург и Нюрнберг. В самом деле, здесь создан ритуальные предметы простые, очень распространенные в западноевропейском ювелирном искусстве бокалы с восьмилопастной граненой чашечкой, украшенной резным или чеканным орнаментом пальметты, раковины или стилизованного побега-завитка. На стояне чаще оказывалась миниатюрные балясина поддон имел вид опрокинутой конусообразной чаши с широким выступающим бортом, декорированным рельефным орнаментом, сочетающим элементы позднего барокко и рококо. Основание может быть круглым или повторяя форму чашечки, граненым. Особенностью, указывающей в собственности таких сосудов на категории киддушных бокалов, являлась надпись на иврите.
С первой трети XIX века на территории Центральной и Восточной Европы получает распространение киддушный стакан, тулово которого почти приближено к цилиндру, а венчик немного отогнут. Иногда гладкое серебряное тулово просто кому пространной резной надписью на иврите, которая без смыслового ритуального значения выполнять своеобразную функцию украшения, так же, как древнерусское орнаментальное письмо «вязь» серебряном деле России XVI-XVII веков. Как и более традиционный еврейский искусство, декор, определялся и ограничивался религиозными догмами. Например, было строго запрещено изображать людей и животных ( за исключением упоминающихся в Священных текстах). В киддушных стаканах в первой половине XIX века можно встретить на юге (не чеканные) образы-символы, которые широко используются при разработке и других драгоценных памятников иудаики – подсвечников, ханукальных ламп, щиты на Тору ( первые пять книг Ветхого Завета) и t. t. Это, в частности, композиции, содержащие дерево, побег, лист или цветок, вырастающий из вазы. Все эти образы – возможности «дерево жизни», символизирующего, как физическое бытие человека, а также и в жизнь вечную, который можно найти, следуя только законам Торы. В орнамент может быть: виноградная лоза — символ богатства и достатка, «Божие благословение», виноградная гроздь — символ «народа израиля», финиковая пальма — эмблема справедливости, оливковая ветвь – олицетворение мира. Иногда зеленых растений узоры обрамляют выполненную в технике резьбы, гравировки или чеканки центральной композицией, как, например, киддушном стаканчика, созданном в Польше в 1862 году. Здесь лев и единорог стоят в геральдической позе и оставаться на фигурный щит, увенчанный короной.
Некоторые ученые считают наличие наклеек основной обязательный признак киддушного стакана или бокала. Возможно, это справедливо для памятников XVII — XIX века западноевропейского происхождения, и из-за пока еще не является устоявшимся, в настоящее время узнаваемым обликом этих вещей. Но большой сравнительный материал во второй половине XIX — XX века позволяет утверждать, что в разных странах это правило соблюдалось не всегда. До конца XVIII — начала XIX века еврейские мастера невольно нарушали правила клеймения драгоценных изделий, то есть, на серебряных вещей отсутствовали клейма. Это связано с тем, что развитие иудаики в области ювелирного искусства, в течение многих веков мешали существовавшие в Европе ограничения в профессиональной деятельности евреев. Например, от первых крестовых походов им было разрешено объединяться в цехи по этническому функцию, христианские города цехи их также было не принято. Таким образом, не было цеховых старост и альдерманов, которые контролировали бы качество металла, технический и художественный уровень изделия, соблюдать государственные законы в области клеймения.
Однако существовавшее в узких замкнутых рамках общины, искусства, ремесла, превратившееся в здесь-прикладного искусства, развивалось, обогащалось новым опытом и находками в области формы и орнаментики. Так, в Польше, видимо, в Варшаве, в первой трети XIX века появилось несколько мастеров, которые из серебра 12-лотовой пробы изготавливали киддушные бокалы оригинального внешнего вида. Чаши они были яйцеобразной формы, необычные ножки-подставки – или как избавиться от больших листьев в верхней и нижней частях, или, как лист – в верхней части и звериной ноги – внизу. Декор чаши, а также отличался своеобразием: как украсить применялся геометрический орнамент ромбов в сочетании гладкой и просто гравированных поверхностей. Иногда это были гладкие сверху и украшенной орнаментом больших гравированных, схематически причинение листьев – в нижней части. Несмотря на нетрадиционность внешнего вида и отсутствие надписей, ученые относят этот тип питьевой посуды к ритуальным киддушным сосудам.
С середины XIX века положение евреев-ювелиров в Российской империи изменилась: они стали вести более солидными, чем раньше, мастерскими в Москве, Киеве, Варшаве, Вильнюсе, в других центрах, их традиционного проживания. Все изготовленные изделия проходили через пробирные управления и получали клейма, которые позже позволили определить время, место их создания, а иногда и код. Это положительным образом сказалось на сколько и как производившейся продукции, в том числе и для обрядовых целей.
Примерно в то же время в Российской империи на территории был создан оригинальный тип киддушного стаканчика, который легко определяется и выделяется среди питьевых сети массового производства. Главная особенность, объединяющая эти рода ритуальной питьевой посуды во второй половине XIX века, является единственном излюбленном сюжете, изображенном уровней стенках: это южный архитектурные композиции, которые могут рассматриваться как » царя Давида, или условное вид Иерусалима, или просто изображение синагоги. Иногда снимки детализированы, как, например, чай в 1858 году. неизвестного ярославского мастера «В», где заключенные в круглые рамки фото синагоги в качестве добротного двухэтажного каменного особняка соседствует с почти узнаваемыми ярославскими постройками, и не случайно включены в композицию, мост и река. Пространство между рамами была заполнена затейливо переплетающимися побегами с пышными, фигурно вырезанными по краю листьями. Ярославское происхождение этого стаканчика объясняется наличием в этой богатой россии в городе большой еврейской общины, которые синагогальные для дома и потребности обслуживали местные ювелиры.
Близкое по композиции резное изображение архитектурного пейзажа с рекой и мостом имеется киддушном стаканчике одного из самых выдающихся творцов культовой еврейской утвари – Х Vi. Лозинского, у которого в Москве было известно, что в 1882-1908 годах мастерская серебряных изделий. Столичный ювелир создал маленький шедевр – каддушный стакан, который был использован в обрядовом обиходе зажиточного еврейского семейства, жившего в большом городе. Характерные черты, например, московских и киевских робот – сложный композиционное построение декораций, яркая фантазия, когда на изображении растительных мотивов и декоративных аксессуаров в виде поясов и лент, а также использование различных ювелирных техник (резьбы, гравировки, канфарения).
Подавляющее большинство киддушнных стакана небольшого размера и поднятых на небольшую ножку бокальчиков имеет видео в синагоги совершенно определенного типа. Эти простейшие деревянное здание, типичный западный и юго-западных регионов Российской империи ( Польши, Прибалтики, Украины, Бессарабии) XVI-XVII веков, представляли собой прямоугольный сруб без внешней отделки, на котором воздвигалась высокая, чаще всего двускатная кровля. Иногда можно встретить и другой тип деревянной синагоги, так называемый «усадебный» — массивный сруб, в котором громоздятся один на другой, уменьшаясь объем, несколько срубов: все заканчивается двускатной крышей. Возле главного здания в обоих случаях примыкает прируб для сеней, с которого помещалось женщин филиал синагоги. Именно такие, часто условные, схематичные, но она всегда очень выразительные фотографии, для покрытия внешней стенки киддушных стаканов, выполненных ювелирами Киева, Варшавы, Вильнюса, малых городов- «местечек» Польши и Литвы.
Среди ювелиров, создавших много этих памятников, особо выделяются две фигуры. Это уже упомянутый Ицка Хаимович Лозинский, который в последней четверти XIX века работали не только в Москве, но и в Туле, и Израиль Есеевич Заходер, первоначально, в 1851 году, открывший вещь в Бердичеве, затем, до 1892 года, имевший мастерскую в Москве, и еще позже – по 1907 год – в Киеве. После смерти ювелира в 1907 году встречаются изделия с клеймом «Наследники И. Е. Заходера», что свидетельствует об успешной деятельности в этой мастерской в течение длительного периода.
Многие клейма мастеров, создавших более 100 лет назад киддушные бокалы и стаканы, до сих пор не расшифрованы, и поэтому требует серьезной работы ученых России, Украины, Беларуси, Прибалтики, Польши. Собрать как можно больше таких памятников, чтобы исследовать их, ввести в оборот антикварного рынка – дело музейных работников и увлеченных коллекционеров.
КИДДУШ И КИДДУШНЫЕ СТАКАНЫ
Предыдущая запись