Ювeлирныe укрaшeния нoвoгo стиля в кoнцe XIX вeкa пoкoрили всex яркoй дeкoрaтивнoстью и oбрaзнoстью, для кoтoрыx xaрaктeрны дрaмa и симвoликa, нeoбычнo трaктoвaнныe мифoлoгичeскиe пeрсoнaжи, aсиммeтричнaя мaнeрнoсть и изыскaннoсть линий. Тaкжe xaрaктeрнo для этoгo стиля и oбрaзoв рoскoшныx, рoкoвыx жeнщин рoкoвaя жeнщинa, ктo oтпрaвляeтся. В этoм кoнтeкстe слeдуeт oтмeтить нeкий симвoлизм, oтрaжaвший уxoдящий вoзрaст и измeнeния, кoтoрыe oн влeк зa сoбoй, в тoм числe нoвую рoль жeнщины в oбщeствe.
Кoнeц XІX – нaчaлo XX вeкa – напряженный период в истории обеих стран – России и Франции. Именно в это сложное время, насыщенное политическими и экономическими потрясениями, на рубеже веков в искусстве Европы формируется новое художественное направление – модерн. Этот стиль ярко проявляется в произведениях ювелирного искусства, расцвет которого наблюдается как во Франции, так и в России. В этом случае в России, опираясь на собственные источники образности прошлых веков, продолжает развиваться национальный стиль и, одновременно, творчески осваивается приходящая из Европы стилистика модерна. Французские же художники ищут вдохновения в искусстве других стран. Наиболее им интересно Востоку, в частности – в Японии.
В России принцип канона, существовавший с того момента, когда на протяжении веков как церковные правила, писания икон, был естественен и привычен. И он предполагал свободу творчества. Необходимо было личности, способной создать свой собственный стиль, который бы, казалось, привлекательным, оригинальным и может удовлетворить вкус столь высокого уровня для клиентов.
Правда, по праву считаются И. Сазиков, П. овчинников, И. Хлебников и другие, поднявшие мирового класса в стиле русского модерна.
Русские ювелиры заявили о себе во весь голос уже на всемирной Лондонской выставке 1851 года, когда Игнатий Сазиков доказал русский серебряное искусства литов. «Серебряных изделий Сазикова в Москве с» в Петербург просуществовала от 1810 до 1896 года, и за это время сменилось четыре поколения этой семьи. Они были поставщиками Императорского двора с 1837 года. Пресса называла Игнатия Сазикова русским Бенвенуто Челлини, отмечая, что его идеи, рисунки и модели – полностью русские. После Лондонской выставки российская компания впервые получила заказы из-за рубежа, в частности из Англии.
В россии фирмы удачно воплощали новые идеи на основе мощного и хорошо организованного производства. Например, к 1882 году. производство Хлебникова работала до 1000 мастеров-ювелиров. Они ежегодно использовали около 8 тонн серебра и 160 кг золота, а алмазы и цветные драгоценные камни на сумму до 600 тысяч рублей.
Огромный вклад Овчинниковых развития русской расписной и перегородчатой эмали. Жизнь основателя фирмы Павла Овчинникова воспринимается как фантастика. Будучи крепостным князей Волконских он обнаружил способности к рисованию и был отправлен учиться в Москву в ювелирную мастерскую. Стал отличный мастер, Получил вольную, женился и на 1000 рублей приданого, открыл свою фирму. В возрасте 35 лет, в 1865 году. он представил на выставке свои изделия в русском стиле, получил за них золотую медаль и стал придворным поставщиком. Овчинником основал школу, когда его на фабрике. Эксперты отмечали высокий уровень его работы с эмалью по скани перегородчатой, оконной и расписной. Показательно, что он разрабатывал сюжеты вместе с художниками, скульпторами и другими специалистами, в том числе заимствованные темы из старинных русских книг.
Российские ювелиры в этом году серьезнейшее внимание обращали популярность ботаники, даже заказывали рисунки для украшения специалистам-ботаникам и энтомологам. Одновременно Строгановском школы H. Врубель женился на курс «Статистика цветов». Пример воплощения ботанической вещи могут служить брошь в виде букета производится в мастерской I. P. Рунова. В Санк-Петербурге знал мастерскую Васильева. По дошедшей до нас информации,в Москве славилась мастерская И. Д. Чичелева, которых оригинальные золотые украшения с бриллиантами и эмалями были удостоены высоких наград 1862 года в Лондоне, в 1867 — в Париже, В 1873 — в Вене, В 1876 — в Филадельфии. Чичелев соперничал с Болином. Он был поставщиком итальянского короля Виктора Эммануила и австрийского императора Франца Иосифа. Одним из украшений Чичелева — золотая брошь-медальон, покрытая тонким узором из скани с мелкими завитками цветной эмали, драгоценными камнями и жемчугом.
На фоне «русскости» и «утилитарности» изделия этих ювелиров (посуда, кубки, вперед и т. t) ювелирные украшения Фаберже и Болина олицетворяют слияние западной и восточной культурной традиции. Попутно заметим, что на фабрике Болина работали дизайнеры-французы. Бриллиантовый блеск больших и малых камней, обычных для того времени в ювелирных украшениях, оттеняющий некую тяжесть драгоценных металлов, и качество выполнения было их визитной карточкой. Но славу принесли свой путь Фаберже удалось привить аристократической знати вкус красоты оксидированного серебра, прозрачные эмали, полудрагоценным поделочным камнем.
Между Францией и Россией продолжалось определенное взаимопроникновение культур. Для французских иностранных веков Россия не только казалось, назад и малокультурной, но, напротив, служа символом духовного расцвета, а затем и образец для подражания, она его художественных поисках в эпоху серебряного века опережала Европу. А в области ювелирного искусства в России успешно соперничала с Францией. Существовавшие ювелирные дома ничуть не уступали по креативности и качеству исполнения европейским фирмам.
Не меньше, чем русские, были популярны в то время в России и великие французы. Г. Фаг-Беккер в книге «Искусство модерна» написал, что это был «прекрасный возраст» буржуазии, заменившей аристократию важные позиции в государстве и обществе. Дама — представительница богатой буржуазии носила украшения для демонстрации своего достатка и благополучия. Она вся, как новогодняя елка, блистала бриллиантами и много жемчуг. Драгоценности предоставляли в то же время и флору и фауну: без украшений, копирующих естественные формы растений(цветы, листья, шипы), на них можно было увидеть пчел, мух, жуков, птиц и даже змей (как браслет и так далее). Украшения Рене Лалика, вазы Эмиля Галле, мебель Ежена Геллара стоял дорого и были ориентированы на определенную публику. «Всегда с гордостью рассказывал, что его первый раз был покупателем князь Салтыков.
Общие источники образности в стиле модерн связанные с во всем мире в то время увлечением ботаникой. В период с 1896 до 1900 года швейцарский художник Эжен Грассе ежемесячно публиковал во Франции часть работы, «Растение и его использование орнаментов».
Японское искусство, которое является популярным в Европе во второй половине ХІХ века, играет решающую роль в эволюции дизайна ювелирных украшений новый стиль. В 1878 году он был представлен на Международной выставке в Париже, где японский графика покорила всех. Французские мастера активно использовали японские идеи и мотивы, но в результате оказался полностью французский трек — французский стиль модерн. Ювелир и историк Анри Вевер заподозрил влияние японского искусства на французской ювелирное искусство стиль модерн настолько серьезный, что все это несколько страниц своей публикации «Французские ювелирные украшения в ХІХ веке» (1908).
Люсьен Фализ один из первых ювелиров предложивших украшения с перегородчатыми эмалями в чистых ярких цветов, с мотивами птиц, цветов и листьев, просто очертания которых походили на движения кисти на японских рисунках.
Сравнение эволюции художественного мышления и стилистики дерева идей и образов в ювелирном искусстве России и Франции — увлекательное занятие. Но здесь неожиданно проявляется диаметральное различие в основных ориентирах. А английского «Движения искусств и ремесел» оказались революционными и действенная проекте того времени на всем континенте, французы не думали о практических и социальных целях своего творчества, проповедуя свободу от утилитарности. обращение к Востоку, в частности к искусству Японии, и блестящее воплощение этих заимствований в новое национальное искусство, art nouveau — это то, что характерно для французских ювелиров. В россии же художники-ювелиры тот период идеологически оказался ближе английский и параллельно с удовольствием вкусов аристократических клиентов развили новый русский стиль как национальной отрасли, в стиле модерн, который и до сих пор покоряет мир своей яркой самобытностью.
РОССИЯ И ФРАНЦИЯ : ПАРАДОКСЫ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА СТИЛЯ МОДЕРН
Предыдущая запись