Пoxoрoнили кaмни…
Пoчти 38 лeт нaзaд, в нeбe нaд пoсeлкoм Курилoвкa вoзлe Днeпрoдзeржинскa стoлкнулись двa Ту-134. В aвиaкaтaстрoфe, кoтoрaя нaзывaeтся oдним из крупнeйшиx в истoрии aвиaции и сaмoй ужaснoй в истoрии СССР — из-зa бoльшoгo кoличeствa жeртв. Вмeстe с 164 пaссaжирoв и члeнoв экипaжa пoчти в пoлнoм сoстaвe пoгиблa футбoльнaя кoмaндa «Пaxтaкoр».
В 1979 гoду тaшкeнтскoму клубу прoчили вoйти в трoйку пoбeдитeлeй чeмпиoнaтa СССР: тaм прибыл oчeнь пeрспeктивный и сильный сoстaв, лучший в истoрии клубa. Тeм нe мeнee, путь к чeмпиoнству был прeрвaн нa 11 aвгустa 1979 гoдa. В этoт день, следовавший из Воронежа в Кишинев Ту-134 на высоте 8400 метров столкнулись с «побратимом» — Ту-134, который летел из Ташкента в Минск. На второго и была команда «Пахтакора», летевшая на матч с минским «Динамо».
О том, что самолет с футболистами разбился, долго не упоминалось: в Советском Союзе не было принято трубы для крупномасштабных трагедий. В номере популярного в то время спортивного журнала «Футбол — Хоккей», вышедшего два дня после катастрофы, без каких-либо объяснений не был оплачен результат матча «Динамо» (Минск) — «Пахтакор». Просто «это был не матч — а не результат». Только через неделю для последнего фильма более мелким шрифтом, вышло небольшое примечание для похорон четырнадцати игроков и трех руководителей главной команды футбола Узбекистана.
— О трагедии я узнал 12 августа 1979, — сказала вдова второго тренера команды — Идгая Тазетдинова — Алла Сергеевна. — Он нашел меня Слава Кольцов от администрации «Пахтакора». Мы встретились с ним, он сказал, что ребята из «Пахтакора» сбоев.
В Куриловку Алла Тазетдинова пришел немного раньше сороковой день после трагедии. В поле было еще хуже зрелище: разбросанные обломки, приборов и вещей.
— На деревьях висели какие-то обрывки. С одной из веток убрал прядь седых волос. Я искал что-то, не понимая, что именно… И нашел сгоревший запонки от рубашки Идгая, — вспоминала женщина. — Фирменная кнопка была отрезана… я взял свою сумку некоторые треки из иллюминатора, оплавленные куски металла, земли. На самом деле мы похоронили камни, потому что почти ничего не привезли на родину: 186 человек — и смотри, где чье! Все останки кремировали, и в каждый гроб положили горсть пепла и груду камней.
Вдова тренера «Пахтакора» Алла Тазетдинова 30 лет боролся, чтобы на месте креста поставили памятник. Фото: Архив «КП»
Причины катастрофы по-прежнему засекречены
В свидетельстве о смерти, в соответствии с вдовой, он говорит: «несчастный случай вне производства», но детей бросил в календарный игре. Это болезненное формулировка не была исправлена даже после 30 лет после катастрофы.
Подробности гибели «Пахтакора» до сих пор скрывает гриф «Секретно». Среди озвученных версий уже несколько десятилетий, прозвучало и то, что самолет якобы был сбит ракетой, и что это почти сам брежнев. К бархатному время генеральный секретарь перебирался на правительственной даче в Крыму, где он проводил застольно-рабочее совещание. К нему и бросали в гостей из различных высоких местах. Летали, конечно, самолеты, для которых была открыта «правительственная высота». В это злополучное утро в районе, где обнаружил ЕЕ, был правительственный Ил-62 с членом цк КПСС на доске. «Высота» для других лайнеров был закрыт.
Администраторы забрал жизни по максимуму
Тогда во всем обвинили диспетчеров — Владимира Сумского и Николая Жуковского, координировавших движение пассажирских самолетов. Жуковский не увидел, что два Ту-134, летевший наперерез друг другу практически на той же высоте. Заметивший опасность столкновения буквально несколько минут назад, как должно было случиться, Сумской немедленно дал команду один из бортов набрать высоту. Он услышал в воздухе ответ на радиограмму «принято», диспетчер был уверен, что дело сделано. Тем не менее, почему-то трагическому совпадению сообщения, предназначенные для одного из пассажирских самолетов, перехватила радио правительства «Грязи», летевшего в том же домене, в большей высоте. Он поднялся высоко, «Тот» же быстро приходят близко друг к другу. Двух диспетчеров в девять месяцев он был приговорен к 15 годам лишения свободы.
— Основная причина в том, что закрыли верхних эшелонах для всех самолетов, потому что должен был лететь правительственная команда Крыма из Москвы, — сказал «КП» в Украине» пилот с 40-летним стажем, бывший командир судьбу позже объединенного авиаотряда Константин Проскура. — Оказалось, что гражданские самолеты были ограничены движения в высоту. Самолет, который летел из Воронежа в Кишиневе, постоянно просил: «Дайте мне десять тысяч, дайте мне высоко», они ответили: «Нет, только в 8400». Оказалось, что Ту-134, летевший в Минск и находился на той же высоте, попали в крыло, второй самолет за хвост. Через несколько минут падения пилоты говорили: «это из-за трека», то есть, объединяются таким образом, чтобы уйти на другую высоту было невозможно.
Памятник о жизни футбольной команды, которые введены в действие с осени 2009 года. Фото: Архив «КП»
Экипаж был в эйфории
Ошибка, по словам Константина Федоровича, он и командир экипажа, управляющий самолет с футболистами на борту. «Проходя» Днепропетровск, сообщил диспетчерам, которые заняли высоту 8400 метров, на самом деле, из-за рабочей нагрузки, вертикальная скорость он набирал медленно и был на высоте 8100. Ему сказали, занимают девятитысячную высота, но, добирая метров, в один роковой знак в 8400 вышел прямо над Днепродзержинском, прежде чем даже через конфликт.
О падении обломков самолета сообщил пролетавший мимо Ан-2. Аэропорт Днепропетровск приехал глава регионального ДВИЖЕНИИ. Принимая флаг-навигатора, они пошли вместе вниз Днепродзержинск.
— Ну, так, чтобы закипел мотор в машине, — говорит пилот. — Когда они пришли на место, они увидели, просто усеянное обломками поле. И вот пацаненок на велосипеде приехал, говорит: «Дядя, там еще один самолет находится!»
Образ разрушения, было ужасно: повсюду валялись обломки самолета и части тел. Приехавшим спасателям поставили бочку спирта, и каждые два часа, чтобы дать им выпить сто грамм, на то, что он увидел, это не «сумасшедшая».
По словам Константина Проскуры, вино по-прежнему находится в минском перенос, и это даже не профессиональные особенности, и в человеческих.
— Самолет с футболистами на борту вылетел из Ташкента, что Ташкент в августе? — говорит Константин Федорович. Это почти бесплатно роскошные дыни и персики, которыми пилоты затарились под завязку. Летели через Гурьев, и это самый дешевый в Ссср рыба и черная икра. И это хорошо, купил много. Уже после Донецка членов экипажа поделили товар, и услышать шоу вполуха, потому что так небрежно и отреагировали на сообщения диспетчеров. Экипаж был в какой-то эйфории от того, что мне повезло, футбольные звезды…
Есть в трагедии «Пахтакора» и мистический путь. Работал в Днепропетровском аэропорту метеоролог, которая к тому же была гадалка, он сказал, что самолет должен был справиться, потому что бортовые номера в сумме дают те же цифры. 65816 в Челябинск — Кишинев и 65735 — Ташкент — Минск. То есть, количество «8» каждого. Они говорят, является не чем иным, как судьбой это не назовешь.
В ТЕМУ
Чудесное спасение
Судьбы можно назвать тот факт, что тренер команды Олег Базилевич чудесным образом выжил. После трех месяцев разлуки с семьей договорились, что сначала поедет в Сочи, а затем присоединится к команде уже в Минске. Еще один счастливчик стал массажист команды Анатолий Дворников. Накануне он праздновал день рождения и банально проспал отъезд.