Ужe мнoгo вeкoв в Япoнии сущeствуют тaк нaзывaeмыe «прaздничныe» куклы. Кaк прaвилo, этo сoздaнныe из бумaги, глины, дeрeвa и ткaни, сaмурaи, гeрoи, или знaтныe дaмы, зaкрeплeнныe нa стoйкe. Для нeкoтoрыx прaздникoв и oбычaeв, oни прeднaзнaчaлись тoлькo для сoзeрцaния со стороны. С ними никогда не играл. Вы известного японского поэта Бусона о них такие строки: «Из коробки вышел, Или их лица забыть? Куклы праздник». Но не многие знают, что именно в этой Стране Восходящего Солнца появились куклы и игры, повлиявшие впоследствии и в европейской промышленности.
Еще в 19 веке, во всем мире известных производителей куклы Jumeau, положив начало «золотой век» кукольного мастерства, выпустила знаменитую куклу-ребенка Jumeau Bebe. Но идея девочки-куклы, французы заимствовали из японцев.
В первый раз японский кукла с гнущимися суставами рук и ног, и фарфоровой головой, был представлен общественности Европы на международной лондонской выставке 1851 года. Только начинавшая открыть в себе традиции Японии, европы кукольная промышленность получила мощный толчок. После двухсотлетней самоизоляции, страна Восходящего Солнца выходила в мировую экономическую и культурную арену.
Сама же в Японии еще с середины XVIII века. эти огромные очень любил куклы, изображавшие детей – Ichimatsu ningyo, названные в честь известного в 18 веке актер театра кабуки, игравшего роль женщин. Пропорционально для детского организма, они своим видом передавали и веселый, озорной дух японских детей. Легкая кукла, с мягким телом, стеклянными глазами и копной натуральных волос, ложившихся на сделанный из папье-маше или бамбука, лицо, покрывалась состоящий из клея и порошка из ракушек.
С ярко расписанными лицами, они выпускались на рынок в Европе, кроме одежды, что также было в новинку. Как правило, одежда на куклах вшивалась в изделие, не давая возможности изменить нарядов. В японии же поделках предлагался не только множество различных костюмов и аксессуаров к ним, но и возможность самому шить и фантазировать на тему одежды.
Потрясли Европейских жителей, и это совершенно анатомического соответствия куклы. Мастера из Японии, очень естественно, изображали половые органы.
«Куклы игра» стоила недорого и давали возможность детям не только любоваться, но и играть с ними. Высокое качество обуславливалось традиционных умениями японских мастеров, передававшихся от отца к сына. Куклы, не взирая на низкую цену, берегли и существовавшей в те дни традиции, невеста отсылала своих детей куклы дом жениха, как знак доверия и единения прошлого и будущего жизни.
С 1870-х годов, японцы начали экспортировать в куклы не только в Европе, но и в Америку. Распространенные тогда французские куклы, сильно отличается от игры своей роскошностью high-end, и, как следствие, дороговизной. Поэтому изделия японских мастеров быстро нашли свою нишу на рынке кукол для людей среднего класса, которые могут покупать дорогих фарфоровых красавиц.
Модная тенденция была подхвачена французскими и немецкими производителями: они начали производить кукол из традиционной японской одежды и восточными лицами. Как правило, говорящим механизмом внутри, такие куклы называли Motschmann или Taufling.
Вершинной также японского искусства изготовления кукол, стала коллекция из 58 больших кукол, изображавших девушек с фонариками, одетых в кимоно из шелка. В каждом наборе были чайные сервизы, мебель, зонты и украшения.
В 1927 году эта коллекция была подарена Соединенным штатам) правительства Японии.
После первой мировой, японская кукольная промышленность перешла на копирование европейских моделей. Известнейшей фирмы в этой области считается Morimura Brothers», зарегистрированная в нью-йорке, 1915 по 1936 производившая куклы в Сша и европейских рынках. Известный оригинальная модель куклы этой компании Чио-Чио-Сан, но другие очень напоминали копии дешевые немецкие куклы.
Кукольные традиции Японии, бывшие до Первой Мировой в высоту, стали забываться. Поэтому среди коллекционеров куклы ценятся куклы изготовлен в XVIII – XX a. в начале.
КОЛЛЕКЦИОННЫЕ КУКЛЫ ICHIMATSU (ЯПОНИЯ)
Предыдущая запись