В мoду вoшли длинныe жeмчужныe oжeрeлья. Oни нeскoлькo рaз oбoрaчивaлись вoкруг шeи или свисaли сзaди, укрaшaя вырeз вeчeрнeгo плaтья. Жeмчуг сoчeтaли с чeрным xрустaлeм, бирюзoй, oниксoм, кoрaллaми, чaстo нaнизывaя кaмни впeрeмeшку.
Oдними из сaмыx пoпулярныx укрaшeний были кулoны. Oни мoгли, кaк и брoши, укрaшaть oтвoрoт или лaцкaн, или прикрeплялись в кoнцe длиннoгo oжeрeлья. Кaк и всe другиe укрaшeния тoгo врeмeни, кулoны имeл стрoгo гeoмeтричeскую форму, или же будет работать в качестве стилизованных мотивов, например, вазы с букетом.
В доме Фуке, зависит очень своеобразное геометрическое решение — золотые или платиновые диски, которые выгравированными представителей полосами, на которых были закреплены большие цветные камни – аквамарин, топаз или цитрин. Такие элементы очень напоминали детали машины, что вызвало крайне негативные отклики в традиционной прессе. Печати издание напоминали мастерам, что женщина должна оставаться женщиной, а не носить на себе болты и гайки.
Браслеты были двух типов – длинный узкий «кружевные» пояс, и широкие массивные, подчеркивающие нежность рук, их обладательницы. Идеи для изготовления широких браслетов черпались наследия мастеров Древнего Египта и Персии, в них используются цветные металлы, камни и полихромные эмали.
Поскольку большинство женщин носило короткую стрижку, чтобы дать овалу лица более нежных очертаний, дизайнеры создали длинные каплевидные серьги, часто представляющие собой каскад бриллиантов. Женщины больше не украшали прически гребнями, вышел из моды шляпные шпильки, эгреты и тиары. Вместо них на короткие волосы носил пояс, щедро усыпанные камнями.
Кольца превратились в огромные блоки. Их часто надевали по несколько штук на руку. Дизайн они также часто были очень технократичны. Как и кулоны, кольца напоминали станков части и становились объектом критики со стороны тех, кто предпочитал высокое ювелирное искусство.
Стиль Артдеко впервые заявил о себе к началу 1920 году во Франции, затем распространился в США и большинство Европейских стран. После Первой мировой войны в обществе произошло большое смещение приоритетов, ускорился ритм жизни, и, следуя требованиям времени, женщины были вынуждены научиться выполнять мужскую работу. Когда представляешь себе женщину 30-х годов, воображение делает коротко остриженную даму, окутанную
облако сигаретного дыма, наравне с мужчинами, умеющую водить автомобиль, но не отказавшуюся от изысканных украшений и нарядов. Они просто стали другими – исчезла сложность и витиеватость стиля модерн, а на первый план вышла простота и практичность.
В ювелирном искусстве стали преобладать четкие геометрические формы, подходит по стилю к одежде нового времени. Жорж Фуке, один из самых известных ювелиров Парижа того времени, позже стал пионером нового направления, в своей статье «Современное ювелирное и высокое ювелирное искусство», опубликованной в журнале «Фигаро» за июнь 1929 года., пояснял предпосылки для рождения в стиле Артдеко таким образом: «Сегодняшняя жизнь определяет скорость. Состав ювелирного украшения должно быть понятно сразу, оно должно быть выстроено из простых линий, свободных от аффектации и поверхности деталей».
После Международной выставки декоративных искусств и промышленности в Париже в 1925 году, стало ясно, что новый стиль приобрел чрезвычайную популярность в обществе, и стал, помимо многих Европейских стран, активно завоевывать Америку. Но все же центром рождения Артдеко стал именно Париж. Здесь были лучшие ювелирные дома, например, Картье, Меллерио, Фуке, Леклюш, Фонтаны, «Линзелер и Маршак», Ван Клиф и Арпелье, Шоме, Tiffany, Тамплие и другие. Многие из них удерживают лидирующие позиции на рынке ювелирных изделий и в настоящее время.
Богатое воображение ювелиров постоянно рождало новые и новые идеи. Особенно благодатным простором для фантазии был производства брошей. Им надлежало прикрепляться к шляпкам, плечикам, поясам и лацканам. Брошь может представлять собой совершенно абстрактную композицию, сочетание бизнеса и прямоугольников, а может быть изготовлена как весело мотивов – скотч-терьеров, наездников на лошадях, или еще довольно серьезных японских храмов, египетских сфинксов. Также предлагалось много вариантов, как букетов цветов, корзинок с фруктами или фонтаны. Наивысшим шиком было многоцветность, поэтому все элементы изготавливались из разных пород — одна броши соседствовали изумруды, бриллианты, рубины и сапфиры.
Но, несмотря на разноплановость, броши Артдеко можно было разделить на несколько видов, объединенных общими стилистическими чертами. Например, двойной таблица, разделенная на две симметричные вещи; брошь-пряжка с центральным кольцом из яркого камня в кольце, декорированная цветочными мотивами; брошь-фибула – один их древнейших форм одежды; или же заколка «жабо», специально для шляпки или лацкана пиджака.
Визитной карточкой Дома Фуке была брошь в виде пластин. Квадратов, плотно подогнанных друг к другу бриллиантов чередовались в ней с неполированной поверхностями platinum. Эти элементы могут быть отделаны черной, синей или красной эмалью.
Каждый ювелирный дом имел свою мастерскую и работает с несколькими дизайнерами. Иногда привлекались художники со стороны, кому принадлежал новых оригинальных идей, трудно осуществимые технически. После совместного обсуждения эти идеи адаптировались к особенностям производства и воплощались в изделия. Такой обмен творческими разработками помогли расширить ассортимент и удовлетворить спрос на новые дизайны. Многие мастера работали с различными Дома, Например, Верже – с дома Бушерон, Ван Клиф и Арпелье; Картье и Марзо; Пинсон – с Бушероном, «Линзелер и Маршак», Марзо; Рубель – с Ван Клиф и Арпелье, Леклюш, «Линзелер и Маршак», Бушерон и Марзо. Следует отметить, что на Международной выставке Декоративных искусств 1925 года. имена дизайнеров впервые указывались рядом с названием фирмы.
На изделия другого известного ювелира, Раймона Тамплие, чувствовать четкий конструктивизм. Он отделывал строгих геометрических элементов изделий яркой эмалью или лаком, что создавало необычайные цветовые эффекты.
Многоцветие Артдеко очень интенсивный, бросающимся в глаза, ярким, иногда даже грубый. Драгоценные и полудрагоценные камни обрабатывали по форме багетов, трапеций, бочонков, квадратов или кабошонов неправильной формы. Все эти виды огранки часто можно было увидеть в одном изделии одновременно. Такое сочетание создавали неповторимые цветовые и световые эффекты.
Наиболее активно используются три материала – горный хрусталь, лак и эмаль. Подготовка под лаком горный хрусталь приобретает бархатистую поверхность и хорошо смотрелся в сочетании с золотом и цвета камнями, хотя сам служил в качестве фона для бриллиантов.
Свои изделия мастера отошли от нежной и тонкой отделки и флористики art nouveau, акцентируя внимание на геометрические цвета пятнах. Цвет сам по себе стал самодостаточным декоративным элементом. Из различных комбинаций полудрагоценных камней – топазов, аквамаринов, горного хрусталя, янтаря или бирюзы иногда создаются весь самолет. А сочетание перламутра, кораллов, оникса и китайского жада складывалось в экзотических восточных мотивов, что в то время было очень модно. Даже если комбинаций камней и других материалов просматривались стилизованные цветочно-фруктовый состав, они все же имели четких геометрических линий.
Ювелиры или art deco сочетали, казалось бы, несочетаемые материалы – прозрачные камни с непрозрачными, либо используется в одном украшении драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Стиль требовал смелости решений и нестандартности методов. Жорж Фуке в брошах использую одновременно аквамарины и топазы, бриллианты и эмаль. А его сын и продолжатель династии, Жан Фуке, создал серию украшений, даже отдаленно не похожие на то, что делалось раньше. Его броши из слоновой кости, украшенные черным ониксом и кружками из белого золота, хранящиеся сейчас в собраниях Парижа и нью-йорка.